На сегодняшний день в практически каждой строительной или сельскохозяйственной машине встречаются гидравлические системы. Раньше для подобных систем использовались моторные масла, но со временем производители оборудования пришли к выводу, что необходимо использовать специальные жидкости, так как моторные масла не отвечают всем необходимым требованиям, предъявляемым к жидкостям в гидравлической системе.
Гидравлические жидкости бывают разные, и на минеральной основе, и на синтетической, для применения в летних условиях, зимних, условиях крайнего севера. Наиболее распространенным промышленным стандартом, разделяющим гидравлические жидкости на категории, является немецкий стандарт DIN 51524. Данный стандарт разделяет гидравлические жидкости на следующие основные категории:
HH – неингибированные очищенные минеральные масла
HL – очищенные минеральные масла с улучшенными антикоррозионными и антиокислительными свойствами
HLP (HM) – масла HL типа, с улучшенными противоизносными свойствами
HVLP (HV) – масла типа HM типа с присадками для улучшения вязкостно-температурных характеристик
HLPD – масла типа HM с моющими присадками
Зарубежные бренды производят в настоящее время гидравлические жидкости типов HLP, HVLP, HLPD. Типы HH и HL являются не актуальными, хотя некоторые отечественные производители до сих пор производят жидкости этих категорий.
Для мобильной техники наиболее распространенным типом гидравлической жидкости является HVLP, в портфеле «Шелл» это продукты Tellus S2 V/Tellus S3 V. Особенностью этого класса является возможность гидравлической жидкости работать в широком температурном диапазоне, что позволяет одинаково эффективно применять ее и в летних и в зимних условиях.
В летнее время, особенно для сельскохозяйственной техники, часто рекомендуются производителем жидкости типа HLP, в портфеле «Шелл» это продукты Tellus S2 М/Tellus S3 М. Они не обладают таким широким температурным диапазоном, как жидкости категории HVLP, но отлично подходят для теплых условий.
Также, крайне важным критерием при выборе гидравлической жидкости, является наличие в масле цинкосодержащих присадок. Цинкосодержащие присадки хорошо зарекомендовали себя, с точки зрения противоизносных свойств, но их применение в системах, где детали покрыты слоем серебра, не рекомендовано. Также наличие бесцинковых присадок улучшает деэмульгирующие свойства, другими словами гидравлическая жидкость отделяет воду, а не образует с ней желеобразные соединения. В портфеле Шелл бесцинковые гидравлические жидкости обозначаются более высоким индексом (3), например, Shell Tellus S3 V, гидравлическая жидкость с пакетом присадок, содержащим цинк, обозначается индексом ниже (2) Shell Tellus S2 V.
Для применения в условиях крайнего севера у различных производителей имеются специальные жидкости. Гидравлическая жидкость типа HVLP не сможет работать в таких условиях. Некоторые предприятия используют устаревший продукт советского прошлого – ВМГЗ, насколько он подходит для современной техники дать однозначный ответ очень сложно. «Шелл» разработала для таких условий специальный продукт – Shell Tellus S4 VX 32
Также имеются синтетические смазочные материалы. Например, пожаробезопасные и биоразлагаемые жидкости. Они не так актуальны для России, и в силу высокой цены данных продуктов редко используются. Биоразлагаемые жидкости отличаются от обычных гидравлической жидкости в основном тем, что являются более экологичными. Пожаробезопасные жидкости используются в условиях, где возможно возгорание. Синтетические смазочные материалы кроме достоинств имеют еще и недостатки, один из которых несовместимость с маслами на минеральной основе, второй несовместимость с рядом уплотнителей.