Далеко не каждый опытный автовладелец знает, как правильно хранить масло. Большинство пользователей даже не задумывается об этом. Просто покупаешь канистру масла, ставишь в гараж и все. Но на деле не все так просто.
Моторное масло, подобно продуктами питания в наших холодильниках, имеет свой срок годности и требует соблюдения определенных условий, в которых оно должно храниться. Проведем такую же аналогию – если испорченные продукты могут нанести урон организму человека, то просроченное масло может навредить внутренним деталям силового агрегата.
Что говорят установленные ГОСТы
Касательно моторных масел действует ГОСТ 1510-84, в котором четко прописаны правила упаковки и условий хранения продуктов нефтяной промышленности. К ним же относится и масло для двигателей внутреннего сгорания.
Особое внимание нужно уделить пункту 4.9 и 4.5 данного ГОСТа. В них указано, что все нефтепродукты должны храниться в специальных емкостях, на которые не попадают пыль и осадки. Более того, отмечено, что подобная продукция должна быть защищена от прямых солнечных лучей и содержаться на площадках под накрытием.
Какой срок годности?
Все зависит от типа смазки и производителя. Каждая канистра должна иметь четкую маркировку с датами производства и сроком хранения. В большинстве случаев все масла имеют период годности 4 года.
Правила хранения моторного масла
Чтобы быть уверенным, что приобретенное мало сохранило свои изначальные технические характеристики, важно следовать следующим рекомендациям:
- Хранить масло в закрытой емкости. Таким образом можно минимизировать контакт смазки с воздухом. Соответственно, смазочный материал не будет окисляться. Конечно же, идеальный вариант – это еще не открытая заводская канистра.
- Запрещено оставлять тару с маслом под прямыми солнечными лучами. Конечно же емкость изготовителя отлично защищает содержимое от пагубного воздействия ультрафиолета, но лучше поместить канистру в темное место.
- Важно соблюдать оптимальный температурный режим. Идеальный показатель хранения – 22°С. Допустимые температуры хранения колеблются в пределах +18°–40°С.
- Нельзя допустить попадание влаги в канистру с маслом. Даже небольшие капли конденсата приведут к тому, что масло придется утилизировать. Контакт с влагой запустит процесс появления нерастворимых частиц, которые удалить из общего объема не получится.
- Беречь от загрязнений. Важно, чтобы в канистру не падала пыль, не говоря о более крупных фракциях. Грязное масло, залитое в двигатель, приведет к появлению задиров на трущихся деталях и, как следствие, к поломке.
Такие простые рекомендации позволят хранить масло на протяжении всего периода годности без потери изначально заданных качеств.
Особенности хранения масла в зимнее время
Помимо перечисленных советов, пониженные температуры диктуют дополнительные правила:
- Важно, чтобы в месте хранения канистры с моторной смазкой отсутствовали сильные колебания температуры. Желательно придерживаться температурных рекомендаций производителей, которые наведены выше. Важно отметить, что заморозка моторного масла категорически запрещена. При отрицательных температурах разрушается его структура на молекулярном уровне. Даже может расслоиться комплекс использованных производителем присадок. Дальнейшее использование такого состава по назначению может привести к непредвиденным последствиям.
- Перед тем как использовать масло, которое длительное время стояло на холоде, нужно его тщательно взболтать. Важно добиться хорошего смешивания, чтобы отсутствовал осадок.
Что будет, если использовать просроченное мало?
Производитель указывает период годности на канистре не просто так. После истечения заданного времени масло теряет изначальные технические характеристики. Соответственно, состав не сможет качественно выполнять возложенные функции.
Что меняется в масле после окончания срока годности:
- В составе увеличивается количество золы. Длительное хранение ведет к тому, что присадки начинают распадаться, тем самым увеличивая концентрацию зольных смол. Это негативно влияет на качество работы свечей накала. Как следствие может проявиться неуправляемый процесс сгорания топливной смеси в цилиндрах, а это ведет к прогару поршня.
- В зависимости от типа масла длительное хранение может вызвать повышение или понижение вязкости в сравнении с изначальным состоянием.
- Присадки имеют ограниченный период действия, по истечении которого могут менять свои свойства. А это отрицательно влияет на работу двигателя.
Чтобы не допустить негативного воздействия на двигатель, важно обращать внимание на дату изготовления и сроки годности.
Как понять, что масло просрочено?
Чтобы определить качество моторного масла и его состояние, в большинстве случаев достаточно визуального осмотра. На что нужно обратить внимание:
- Наличие осадка. Может присутствовать как незначительный осадок, который при минимальном взбалтывании исчезает, так и крупнодисперсный. Последний вариант является опасным для силового агрегата автомобиля и не может использоваться. Наличие фракций размером в миллиметр говорит, что масло просрочено и не может эксплуатироваться по прямому назначению.
- Наличие пузырей или расслоения говорит, что масло испорчено. Чтобы убедиться в этом, достаточно перелить немного масла в прозрачную емкость, что позволит четко увидеть нюансы.
Любой из признаков не позволяет в дальнейшем применять масло для двигателя, поскольку оно не будет выполнять возложенных на него функций.
Что делать с отработанным маслом
Если проводить замену масла на СТО, то данная проблема ложится на плечи мастеров сервиса. Каждый солидный автосервис имеет отношения с компаниями по переработке и утилизации технических жидкостей.
Если же выполнять замену самостоятельно, то цепочка действий становится длиннее. Прежде всего отработку нужно слить в герметичную емкость и оградить от воздействий внешней среды (осадки, высокая температура, солнечный свет). Так же важно избежать попадания внутрь емкости воды и влаги, поскольку это может вызвать появление плесени. Дальнейшая судьба моторной отработки имеет несколько вариантов.
Переработка
Практически в каждом большом городе есть компании, занимающиеся переработкой старого масла. Современные технологии позволяют получить из отработки базовые масла и пустить их на изготовление других материалов. Единственная проблема для автовладельца это то, что такие компании принимают от 50 л. Такой объем придется собирать порядка 8–10 лет. За отработанное масло заплатят.
Утилизация
Так же есть организации, осуществляют профессиональную утилизацию технических жидкостей и нефтяных отходов. В этом случае владельцу придется платить за уничтожение отработки. Такие компании неохотно работают с частными лицами и малыми объемами.
Сжигание
Примерно до 80-х годов прошлого века отработку просто сжигали. В наше время это запрещено экологическими нормами. Но все же существуют организации, которые осуществляют данный процесс на специальном оборудовании, имеющем соответствующие лицензии.
Использование в бытовых целях
На практике отработка имеет широкую сферу применения:
- При отапливании дома. Современные котлы могут работать на отработке, не загрязняя атмосферу.
- В качестве антикора для металлических поверхностей. Можно для защиты обработать днище автомобиля.
- Обработка древесины. Это позволит защитить ее от процессов гниения, вредителей и разбухания.
- Неплохой вариант для смазки различных механизмов.
Каждый пользователь может выбрать один из вариантов, наиболее удобный для него. При этом нужно соблюдать меры предосторожности в процессе хранения, транспортировки и использования. Отработка – это токсичный и легко воспламеняемый продукт.
Важно! Выливать отработанные технические жидкости в канализацию, водоемы или просто в землю категорически запрещено. Это нанесет существенный урон живым организмам, природе и может повлечь за собой штрафные санкции.