Техосмотр проводится с целью проверки технического состояния транспортного средства. Процедура носит обязательный характер. В недалеком прошлом по результатам осмотра выдавался талон, который требовалось возить с собой. Его наличие проверяла автоинспекция.
С введением ОСАГО ситуация изменилась. Талон осмотра заменили диагностической картой, которая необходима для получения страхового полиса. В 2021 году правила проведения техосмотра изменятся. Установят новые строки, ужесточат ответственность за нарушение правил технического осмотра, скорректируют порядок проведения.
Чем вызвано появление новых правил
До 2014 года техосмотр проводился силами автоинспекции. После либерализации процедуры появилось множество частных организаций, имеющих лицензию на такую деятельность. Не все добросовестно относятся к выполнению служебных обязанностей. В большинстве случаев клиенты не предъявляют автомобиль к осмотру, а просто покупают диагностическую карту. Недобросовестные операторы охотно идут навстречу, и в итоге техосмотр превратился в пустую формальность, которая стоит небольших денег. Безопасность автомобилей отодвинулась на задний план.
Теперь процедура техосмотра в обязательном порядке будет сопровождаться фотофиксацией. На фотографии должна быть видна передняя часть въезжающего автомобиля, зафиксирована марка транспортного средства и цвет кузова. Должны отчетливо читаться госномера.
Вдобавок, с помощью спутниковой навигации будут определяться координаты автомобиля и учреждения техосмотра в момент фотографирования. Диагностические карты будут выдаваться только в цифровой форме, защищенной электронной цифровой подписью. Таким же образом будут подписаны фотографии и координаты, которые вносятся в централизованную базу данных.
Новые правила призваны усилить контроль и должны были вступить в силу с 8 июня 2020 года. Сложная эпидемиологическая обстановка, вызванная распространением вируса covid-19, вынудила отодвинуть сроки, предположительно на второй квартал 2021 года.
Новые сроки прохождения техосмотра
Новые автомобили полностью освобождаются от прохождения техосмотра в первые четыре года. Владельцы транспортных средств, которые эксплуатируются от 4 до 10 лет, обязаны проходить процедуру ТО 1 раз в 2 года. Если возраст автомобиля больше 10 лет, необходим ежегодный техосмотр. Для автомобилей, работающих в такси, сроки остались прежними — один раз в год.
Автомобили с массой более 3,5 тонн, учебные автомобили возрастом до 5 лет обязаны проходить техосмотр ежегодно. Для автомобилей из этих категорий, которым больше чем 5 лет, предусмотрена периодичность 1 раз в 6 месяцев. Такое же правило действует для пятилетних таксомоторов. Для наглядности приводится таблица, в которой отражены все изменения для обычных легковых автомобилей.
Порядковый номер техосмотра | периодичность проведения, лет | |
---|---|---|
старые правила | новые правила | |
1 | 3 | 4 |
2 | 2 | 2 |
3 | 2 | 2 |
4 | 1 | 2 |
5 и далее | 1 | 1 |
Ответственность за нарушение правил технического осмотра
Автолюбители, которые передвигаются без диагностической карты, или приобретают такую в интернете, попадают под административный штраф в размере 2000 руб. Нарушение может быть зафиксировано сотрудниками ГИБДД, камерами наружного наблюдения. Госномер автомобиля сверяется с данными из единой базы на предмет наличия зарегистрированной диагностической карты. Если нарушение зафиксировано несколькими камерами, штраф будет выписываться один раз в сутки.
Страховые компании и операторы технического осмотра, выдавшие диагностическую карту не проверяя автомобиль, подвергаются штрафу в размере от 5 до 300 тыс. руб. Степень наказания зависит от того, кто совершил правонарушение:
- для должностных лиц штраф начинается от суммы 5 тыс. руб.;
- если виновными признают группу сотрудников, действующих по сговору, или юридическое лицо, может быть применено наказание по максимальной ставке.
Организации, которые предлагают осуществить техосмотр с выдачей диагностической карты, но при этом не имеют аккредитации, могут быть привлечены к уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Все операторы обязаны пройти аккредитацию в соответствии с новыми требованиями, которую необходимо подтверждать один раз в два года.
Что проверяют при техосмотре
Проверка технического состояния автомобиля проводится комплексно и состоит из внешнего осмотра и тестирования с применением диагностических приборов.
В первую очередь проводится общий осмотр автомобиля, который включает в себя:
- проверку наличия аптечки, знака аварийной остановки, огнетушителя;
- осмотр дверных замков, сидений, ремней безопасности;
- проверку состояния стеклоочистителей, омывателя стекла, зеркал заднего вида;
- внешний осмотр кузова.
Следующим этапом переходят к тормозной системе, где проверяются стоп-сигналы, тормозная сила, неравномерность усилия на колесах.
При проверке рулевого управления обращают внимание на отсутствие заеданий при вращении рулевого колеса, суммарный люфт. Затем приступают к проверке двигателя на предмет утечек бензина и масла, токсичности выхлопа, герметичности выпускной системы. Проверяется работоспособность осветительных приборов, состояние протектора, давление воздуха в шинах.
Работы могут проводиться в любой последовательности. Автомобиль должен полностью соответствовать заводской комплектации. Без специальных разрешений вносить изменения в конструкцию автомобиля запрещается, такое транспортное средство техосмотр не пройдет.
В таких случаях предоставляется право на повторный осмотр в том же диагностическом центре после устранения неисправностей и несоответствий. На это отводится 20 дней. Если и в этот раз техосмотр не пройден, можно обращаться в любую аккредитованную организацию, но придется заплатить еще раз.