Повышенный расход масла может быть признаком серьезных неисправностей (забитого сапуна, износа маслосъемных колец и др.) или некритичных дефектов (протекание масляного фильтра, неправильно выбранное масло). Помимо этого, для каждого ДВС характерен так называемый «естественный угар»: при работе мотора масло будет испаряться вне связи с какими-либо неисправностями. По этой причине владелец автомобиля должен время от времени проверять уровень масла и при необходимости производить долив.
Какой угар масла считается нормальным
Не нужно сразу искать неисправности, которые могли бы привести к повышенному расходу масла. Следует для начала разобраться, какой угар считается естественным.
Норма угара определяется с учетом того, какой мотор установлен в машине. Также важно техническое состояние двигателей. Для начала следует разобраться с бензиновыми атмосферными моторами. Если они новые, в таком случае норма угара будет составлять до 25 г на 1 000 км пробега. В некоторых случаях показатель может быть больше – он достигает 40 г. Это актуально, к примеру, для моторов V8, V6.
Когда двигатель уже износился, то показатель угара будет повышен. Он может составлять до 100 г, и это тоже считается нормой. При значительном износе значение еще повысится, оно будет достигать 600 г. Важно помнить, какое значение будет считаться максимально допустимым. Как только угар масла повышается до 800 г на 100 л горючего, следует незамедлительно провести капремонт мотора.
Другие показатели используются для бензиновых турбированных моторов. Для них норма угара составляет 80 г на 100 л горючего. Этот показатель актуален для новых моторов. Если они уже прослужили длительный срок, показатель будет больше. Важно не допускать, чтобы расход составил 2 л масла на 100 л горючего.
Отдельные значения приводятся для дизельных двигателей. У них нормальным значением считается примерно 50 г масла на 100 л горючего. Со временем этот показатель будет увеличиваться. Это связано с износом мотора. Капитальный ремонт однозначно потребуется в той ситуации, когда расход масла составит 2 л на 100 л горючего. Если вовремя не обратиться к мастеру, могут возникнуть серьезные поломки автомобиля. По этой причине важно внимательно следить за тем, насколько интенсивно расходуется масло.
Основные причины, которые приводят к повышению угара в моторе
Можно выделить две главные причины, влекущие за собой повышение расхода масла:
- Ошибка при выборе, покупка некачественного или поддельного товара. Требуется заливать в мотор масло, которое соответствует допускам. Также важно обращать внимание на вязкость и учитывать рекомендации производителя автомобиля. Не следует заказывать масло от сомнительных изготовителей, потому как есть риск возникновения неприятных ситуаций.
- Особенности использования мотора. Например, если двигатель часто работает на высоких оборотах, это может приводить к повышению угара. В данном случае его нагрев значительно увеличивается. Следовательно, для охлаждения и для смазки требуется больше масла. Стоит учесть и еще один момент. В морозные дни расход масла повышается. Это объясняется тем, что меняется функционирование вентиляции картерных газов. Если хочется снизить показатель угара, следует в холодное время года прогревать авто на холостых оборотах. Это позволит также в целом продлить период службы мотора и различных его элементов.
Встречаются и такие ситуации, когда двигатель потребляет большой объем масла из-за особенностей конструкции. К примеру, это касается мотора № 52, который производит BMW. Он используется для многих транспортных средств, выпускаемых этой компанией.
Если уровень масла быстро уменьшается, это может говорить об утечке или угаре. При спокойном стиле вождения и правильном выборе товаров никаких проблем не возникнет, при условии что двигатель не имеет поломок. Если же все перечисленные условия соблюдены, но расход масла значительно повышен, следует постараться найти причину.
Что приводит к значительному расходу масла и как это исправить
Чтобы было понятнее, следует разделить причины повышенного расхода масла на простые и сложные. Во втором случае потребуется дорогостоящий ремонт. При проведении диагностики необходимо следует сначала рассматривать простые причины. Также необходимо обращать внимание на наличие определенных признаков.
Простые неисправности:
- Повреждение масляного фильтра
Это одна из самых популярных причин, которая приводит к увеличению расхода масла. Неисправность может возникнуть как у автомобилей с дизельным, так и с бензиновым мотором. Теоретически можно определить ее по наличию масляного пятна в области днища транспортного средства. При этом важно точно убедиться в том, что это моторное масло, а не трансмиссионное.
Подобное бывает по следующей причине:
- износилась уплотнительная прокладка;
- плохо закрученный или полностью незакрученный фильтр;
- разрыв фильтра (это может быть вызвано браком, плохим качеством данного элемента).
В данном случае потребуется провести замену фильтра, а затем залить новое масло. В некоторых случаях приходится также очищать всю масляную систему.
- Износ прокладки крышки клапанов
Со временем ее состояние в любом случае ухудшается. Также к быстрому износу приводят резкие скачки температурных показателей. В большинстве случаев подтеки можно заметить в тех местах, где находятся болты.
Решить данную проблему можно следующим образом: следует дотянуть болты, чтобы повысить нажим. И все же самым правильным решением будет сразу провести замену данной прокладки, чтобы забыть о проблеме.
- Износ уплотнительной прокладки поддона
В этом случае наблюдается ситуация, похожая на то, что было указано выше. Чтобы посмотреть прокладку поддона, понадобится воспользоваться автомобильной ямой или поставить ТС на подъемник. Прокладка по мере использования становится более твердой, она перестает быть эластичной. Можно попробовать дотянуть болты, но лучше сразу провести замену этого элемента.
- Неправильно подобранная вязкость масла
Бывают ситуации, когда мотор предназначен для маловязких масел, при этом мастер или владелец решил воспользоваться более вязким. Из-за этого поршневые кольца не могут полноценно проводить устранение смазки с цилиндров. В итоге масло начинает проникать в камеру сгорания, что приводит к увеличенному расходу. Маловязкое масло подходит для современных моторов. Если машина уже считается старой, следует выбирать для нее более вязкое масло. При этом обязательно нужно придерживаться рекомендаций производителя ТС и заливать только то масло, которое подходит данному автомобилю.
- Высокое давление картерных газов
Давление чаще всего увеличивается, когда мотор сильно изношен или ухудшилось состояние цилиндро-поршневой группы. По этой причине следует обязательно проверить состояние движка, а также обратить внимание на покрытие и геометрию цилиндров. Сначала следует осмотреть клапаны картерных газов. Если возникла поломка, потребуется провести ремонт или полную замену. Помимо этого, понадобится очистить фильтр картерных газов, если он есть в транспортном средстве.
- Неполадки с вентиляцией картера
При такой проблеме также уменьшается компрессия, становится хуже сгорание топлива, значительно быстрее загрязняется масло. Когда будет полностью ликвидирована поломка, потребуется обязательно выполнить промывку вентиляционной системы картерных газов.
- Неисправность турбины
Обычно определить данную поломку легко. Чаще всего возникают неисправности подшипников или масляного уплотнения. Понадобится устранить эти проблемы, чтобы привести в норму состояние турбины. В редких ситуациях потребуется полностью ее заменить.
Сложные причины
Особое внимание необходимо обратить на сложные причины, которые приводят к повышенному расходу масла. Они способны приводить к дорогостоящему ремонту, в том числе капитальному.
- Износ маслоотражающих колпачков
Они необходимы для того, чтобы устранять масло с ходовой области клапана, и всегда изнашиваются со временем, редко их срок службы сокращает неожиданный температурный скачок. В итоге данные колпачки перестают быть эластичными и не выполняют полноценно поставленные задачи. Как итог, они не убирают смазку с поверхности клапанов, поэтому она сгорает. Также появляется значительный слой нагара. Как итог, происходит такая ситуация, когда транспортное средство начинает потреблять масло в повышенном объеме.
При наличии этого дефекта специалист будет вынужден частично провести разборку мотора. Это необходимо, чтобы заменить сальники. Новые детали должны отличаться высоким качеством. Важно выбирать товары от проверенных производителей, потому как сальники выполняют важную задачу.
- Ухудшение состояния маслосъемных поршневых колец
Чаще всего это выражено в их механическом износе, а также в сильном перегреве. Они должны следить за тем, чтобы моторное масло не оказывалось в камере сгорания. При этом во время эксплуатации поршневые кольца изнашиваются, что считается нормальным явлением. Как только их состояние сильно ухудшается, детали прекращают выполнять поставленную задачу. Как итог, масло начинает сгорать вместе с горючим.
Определить данную неисправность можно по характерным признакам. Например, способен поменяться оттенок выхлопных газов, также они станут по-другому пахнуть. Может возникнуть запах сгоревшего масла. Нередко в данном случае из трубы начинает идти дым голубого цвета. Нередко износ колец связан с тем, что уменьшается объем охлаждающей жидкости. Как итог, происходит сильный нагрев мотора, и кольца в итоге «залегают».
В большинстве случаев, если масло оказывается в камере сгорания, на свечах и электродах образуется нагар темного цвета.
При износе поршневых колец ремонт оказывается дорогим. Это связано с тем, что работа сложная – приходится разбирать мотор, чтобы поставить другие кольца.
Бывает и другая причина, которая тоже может приводить к данной ситуации, – закоксование колец, а также маслоотводящих каналов. Подобное бывает, когда мотор в течение продолжительного периода функционировал на некачественном или неправильно подобранном масле. В данной ситуации будет наблюдаться высокий расход масла. В этом случае решить проблему поможет раскоксовка особой жидкостью.
- Повреждение стенок блока цилиндров
Данная ситуация имеет взаимосвязь с износом блока цилиндров, который обычно происходит у тех автомобилей, которые имеют значительный пробег. Кольца могут быть исправны, но они уже недостаточно плотно прилегают к стенкам блока цилиндров. Именно через данные трещины просачивается масло и оказывается в камере сгорания. В данной ситуации тоже может появиться дым синего цвета из выхлопной трубы. Объем «съеденного» масла зависит от того, насколько сильно износились стенки цилиндров.
Если наблюдается эта причина, ремонт будет дорогостоящим. Мастеру может потребоваться растачивать блок, чтобы цилиндры снова обрели необходимую геометрическую форму. Иногда необходим более серьезный ремонт.
Для некоторых двигателей актуально коробление блока цилиндров, что связано с его перегревом. Подобное бывает у моторов, сделанных из алюминия.
- Повреждение прокладки ГБЦ
Течь в прокладке блока цилиндров может вызвать различные поломки. Бывает и такое, что мотор начинает «подъедать» масло. Это происходит по двум причинам. Первая – это то, что головка блока цилиндров бракованная (это может относиться и к прокладке). Из-за неправильной геометрии масло подтекает. Этот вариант редко встречается, тем более если автомобиль новый. Другая причина – это сильный износ мотора. В итоге прокладка ГБЦ прогорает.
Определить точную неисправность можно двумя способами. Первый вариант – это проведение осмотра блока в поиске утечки масла. Следует обратить внимание на весь периметр прокладки. Второй способ – это проверка охлаждающей жидкости. При неисправности в ней могут появиться масляные пятна. Иногда в охлаждающей жидкости возникает эмульсия светлого оттенка.
От водителя понадобится провести замену прокладки по определенному алгоритму и правильно закрутить болты. Желательно воспользоваться динамометрическим ключом.
- Выход из строя сальников распределительного или коленчатого вала
Автомобилисты должны знать, что начальная часть коленчатого вала находится в передней области мотора. На данном участке есть особый сальник, который из-за скачков температуры или механического воздействия ломается, начинает течь. Помимо этого, к высокому расходу масла приводит то, что ошибочно выбран материал для смазки. Масло, а также присадки способны постепенно разъесть сальник и даже выдавить его. Определить данную поломку сложно.
Есть также задний сальник коленвала, который тоже тяжело осмотреть из-за того, что на многих новых ТС противоположный конец коленвала помещен в коробку передач. На проблему с ним может указывать то, что постоянно образуются масляные подтеки под тем участком, где коленчатый вал входит в коробку передач. Понадобится самостоятельно провести осмотр или обратиться к мастеру.
Похожая ситуация может возникнуть с распределительным валом. У него нет заднего сальника, а заменить передний достаточно легко. Выявить неисправность тяжелее, потому как в этой ситуации подтеки масла будут скрыты крышкой ремня ГРМ. Чаще всего масло будет просачиваться вплоть до защиты картера. Если в этой области будут обнаружены потеки, потребуется проверить распределительный вал.
С определением причины неисправности не следует затягивать. Если ломается сальник распредвала, то может слететь ГРМ ремень. Это загнет клапаны, и потребуется тяжелый и дорогой ремонт автомобиля.
Также встречаются косвенные причины, приводящие к высокому расходу масла – например, загрязненный воздушный фильтр или переобогащенная смесь. Все это приводит к повышенной нагрузке на мотор.
По каким причинам дизель начинает перерасходовать масло
Моторы, работающие на дизеле, тоже способны «подъедать» масло. Помимо тех ситуаций, которые были перечислены выше, есть еще одна. Она характерна именно для дизельных движков. Например, может наблюдаться сильный износ элементов насоса высокого давления. Обычно их охлаждение, смазка выполняются благодаря работе общей масляной системы. Когда ухудшается состояние прокладок и деталей, моторное масло проникает в камеру сгорания движка.
Указывать на данную проблему может появившийся черный выхлопной дым. Чтобы понять, есть ли масло в выхлопных газах, можно провести простую проверку. Для этого нужно взять чистый лист А4, затем приложить его к срезу выхлопной трубы. Если масло есть, его капли удастся сразу увидеть на бумаге.
О турбинах
Моторы, оснащенные турбонагнетателями, функционируют по-своему. Это может быть связано с высоким расходом масла. Если турбина при использовании разбивается, она перегоняет масло через подшипники. В зависимости от ее состояния определяется расход масла, он может достигать даже 3 л на 10 000 км пробега.
Если турбонагнетатель частично выйдет из строя, из-за этого увеличивается давление картерных газов. Оно спровоцирует проникновение масла в цилиндры через систему вентиляции картера. Понадобится обязательно внимательно осмотреть турбину, проанализировать ее состояние. В некоторых случаях не удастся обойтись без ремонта или полной замены.
Желательно в таком случае обращаться к специалистам, чтобы точно определить поломку и грамотно ее устранить. От этого зависит, как будет работать мотор и в целом автомобиль.
Чтобы предотвратить возникновение более серьезных проблем и отдалить капитальный ремонт, важно своевременно выяснять причину повышения расхода масла. Для старых машин эта проблема особенно актуальна, потому как связана с естественным износом различных деталей. Другое дело, когда транспортное средство новое. Понадобится отдельно рассмотреть ситуации, которые могли привести к данной проблеме.
Повышенный расход масла на новых транспортных средствах
В моторах, которые недавно были произведены или прошли через капремонт, еще не до конца притерлись все элементы. Как итог, первые несколько сотен километров пробега двигатель функционирует в режиме обкатки. Между его элементами могут наблюдаться незначительные зазоры, через которые иногда происходит утечка масла. Данная ситуация должна самостоятельно исчезнуть, как только детали завершат притираться. После этого можно будет полноценно пользоваться автомобилем.
Во время обкатки важно пользоваться машиной в щадящем режиме. Не следует давать мотору слишком высокие нагрузки и позволять ему функционировать на больших оборотах. Это может привести к ухудшению его состояния.
Автомобилисты должны запомнить, что важно постоянно следить за уровнем масла в транспортном средстве. В таком случае удастся значительно продлить эксплуатационный период двигателя, мотор будет функционировать полноценно и не придется сталкиваться со сложностями. Важно правильно выбирать масло, ориентируясь на допуски и рекомендуемые показатели вязкости. Обязательно следует учитывать советы производителя транспортного средства.
Когда автомобиль начинает быстро расходовать масло, его постоянное подливание не устранит возникшую неисправность. Это поможет на время, но потом проблема только усугубится. Именно поэтому при обнаружении неисправности необходимо провести диагностику транспортного средства, чтобы определить точную причину утечки масла. При необходимости нужно будет выполнить ремонт автомобиля, возможно, придется заменить отдельные элементы.