
Редукторное масло – смазочный материал на основе нефтепродуктов. Оно обладает противозадирными свойствами и образует пленку для облегчения скольжения подшипников, зубчатых пар и других элементов. Редукторное масло используется, главным образом, для смазывания промышленных зубчатых передач.
Благодаря его применению можно уменьшить износ узлов и механизмов, снизить воздействие силы трения и ударных нагрузок. Около 40% от общего объема производимого продукта используется в промышленности для обслуживания червячных передач, косозубых устройств, редукторных двигателей и другие механизмов.
Содержание:
- Применение редукторных масел
- Классификация масел
- Свойства масел Shell Omala
- Линейка редукторных масел Shell Omala
- Как выбрать редукторное масло
- Как отличить подделку
Применение редукторных масел
Современное машиностроение изобилует сложными механизмами, которые требуют тщательного ухода. В противном случае техника выходит из строя, принося убытки владельцу. Для надежности работы необходимо обеспечить механизм специализированной смазкой.

Для упрощения ухода компания Shell выпустила редукторное масло Omala, оберегающее механизм от преждевременного износа. Продукт обеспечивает стабильную и надежную работу зубчатых передач различных типов.
Различные виды этого масла широко применяются для смазки промышленных редукторов всех типов, работающих в дробилках, прокатных станах, измельчителях, сепараторах, экструдерах, гидравлических прессах и другие видах техники. Поскольку эти механизмы работают в условиях чрезвычайно высоких нагрузок, для их обслуживания требуются материалы с высокими противоизносными свойствами. Редукторные масла Omala предотвращают быстрое разрушение редуктора в условиях интенсивной эксплуатации. Продукт также используется для обработки подшипников под тяжелой нагрузкой, понижающих косозубых и прямых передач и других деталей, нуждающихся в регулярной смазке.
Классификация масел
Тип сырья
Минеральные масла производятся путем перегонки нефти без добавления присадок. Их ключевое их преимущество — низкая стоимость, так как производственный процесс достаточно простой и не требует больших затрат. Однако у них есть значительные минусы, например быстрая потеря текучести при отрицательных температурах. Это делает минеральную смазку непригодной для использования в холодных регионах. Кроме того, такие масла требуют более частой замены в сравнении с другими видами.

Полностью синтетическая смазка производится из материалов, полученных химическим путем. Это гораздо более сложный и дорогой процесс по сравнению с простой перегонкой нефти. Стоимость таких масел ощутимо выше, однако цена оправдана улучшенными эксплуатационными качествами.
Синтетическая смазка устойчива к отрицательным температурам и окислению за счет дополнительных присадок.
Помимо классификации по типу сырья, масла различают по наличию присадок и степени вязкости (DIN, AGMA и ISO). Эти параметры важно учитывать при выборе смазочных материалов.
DIN
По наличию присадок выделяют следующие классы:
С (51517-1) | Без использования присадок. Самый дешевый вариант, который одинаково хорошо подходит для обслуживания как ненагруженных, так и малонагруженных систем. |
---|---|
CL (51517-2) | Есть присадки для борьбы с окислением и коррозией. Срок эксплуатации масла увеличен. Оно пригодно для систем без строгих требований к противоизносным свойствам. |
CLP (51517-3) | Кроме антиокислительных и антикоррозионных добавлены противоизносные присадки. Такая смазка подходит для механизмов, эксплуатируемых в особенно сложных условиях. |
CGLP | Наиболее продвинутый класс. Смазочные материалы, соответствующие его требованиям, содержат в составе присадки против окисления, изнашивания и коррозии, а также имеют добавки, которые значительно улучшают процесс скольжения механизмов. Это наиболее дорогой вариант, используемый для обслуживания узлов, работающих под длительными и большими нагрузками. |
AGMA
Данная классификация была разработана Американской ассоциацией производителей смазочных материалов (AGMA) и стала общепринятой. Она основана на разделении масел по степени их вязкости. Всего представлено 15 классов от 0 до 13. Для первых 11 классов есть соответствующий стандарт вязкости по международной классификации ISO. По ней определяется вязкость масел для зубчатых передач и редукторов.
ISO
Вязкость редукторных масел оценивается по международному стандарту ISO VG (viscosity grade). Качественный продукт должен соответствовать требованиям ISO в диапазоне классов 2-1500.
Свойства масел Shell Omala

Продукт создан по запатентованной технологии. Предельно сбалансированный состав продлевает срок эксплуатации редукторных установок независимо от конструктивных особенностей. Смазка также подходит для обработки подшипников качения, смазываемых разбрызгиванием. Соответствует режимам работы, где имеются перепады температур.
Мягкая формула нейтрально реагирует с полимерными, композитными и резиновыми составами, что продлевает срок жизни уплотнительных колец, сальников. Комплект присадок повышает полезные свойства продукта. Дополнительно имеются компоненты, препятствующие вспениванию, образованию отложений, раннему старению лубриканта.
Отдельного упоминания достойна технология, предотвращающая образование водяной эмульсии. Состав выводит воду, попадающую в камеру, после чего ее можно легко удалить. Также присутствует компонент, связывающий осадки, грязь и возможные загрязнения, которые могут повредить установку. Таким образом весь мусор сгоняется в одно место, что позитивно сказывается на чистоте механизма.
Линейка редукторных масел Shell Omala
Для удобства выбора эти смазочные материалы разделены на 3 основных семейства:
- S2 GX. Минеральная смазка для зубчатых передач, подшипников, редукторов, работающих под высокими нагрузками, а также иных механизмов, которые смазываются посредством разбрызгивания масла либо обслуживаются циркуляционными смазочными системами. Материалы из этой группы не боятся коррозии, имеют присадки, увеличивающие антифрикционные свойства.
- S4 GXV. Синтетические масла, для производства которых используются полиальфаолефины. Заливаются в тяжелонагруженные редукторы и механизмы, работающие в условиях высоких нагрузок и экстремальных температур. Большое преимущество – долгий срок эксплуатации, за счет чего эти масла используются для длинных интервалов замены.
- S4 WE. Синтетические масла на основе полиалкиленгликоля. Снабжены присадками, увеличивающими антифрикционные свойства и сохраняющими качество смазки при низких температурах. Применяются для обслуживания высокоскоростных червячных передач и редукторов, изготовленных из бронзы и стали. Не подходят для алюминиевых деталей.

Многое о маслах Shell можно узнать всего лишь по их маркировке. Так, классы от S1 до S4 показывают, насколько высоки эксплуатационные качества смазочных материалов. Чем больше цифра, тем выше эффективность смазки. Буква или их сочетание после класса означает применение либо дополнительные свойства:
- W – червячные редукторы;
- E – высокая энергоэффективность;
- G – косозубые и прямые передачи.
Масла с буквой X в маркировке являются чрезвычайно эффективными и в то же время дорогими. Применение любого смазочного материала из этой линейки обеспечивает:
- Увеличение интервалов замены масла. Противоизносные свойства материала позволяют производить замену значительно реже. Благодаря этому уменьшаются затраты на обслуживание механизмов.
- Долговечность механизмов и деталей. Применение редукторного масла позволяет предотвратить заедание, появление задиров и трещин на поверхностях подшипников и зубцах передач даже при повышенных ударных нагрузках. При этом снижается износ как подшипников, так и зубчатых передач.
- Предотвращение коррозии. Благодаря присадкам удается избежать появления ржавчины и разрушения металла даже при работе в условиях повышенной влажности.
- Стойкость к окислению. Предотвращает появление осадка, загрязняющего фильтры и подшипники, поэтому механизмы редукторной системы надолго остаются чистыми.
- Стабильность работы редукторных систем при различных температурах. Масла не разлагаются и не оставляют трудноудаляемых образований.
Как выбрать редукторное масло

Уменьшение трения, адекватное восприятие усилия, минимизация износа, отвод тепла, а также загрязнений и рабочего осадка – с этими задачами успешно справляется правильно подобранное масло для редуктора. Специалисты предлагают выбирать смазочные материалы для редукторных систем исходя не только из вязкости, но также из ряда других параметров.
Диапазон рабочих температур. В зависимости от типа редукторной системы и условий эксплуатации степень нагрева масла в промышленных редукторах может колебаться от +20 до +150°С. При этом важно знать, что при обработке редуктора минеральным маслом его температура не должна превышать +75…+80 °С.
Скорость старения. Старение редукторного масла – изменение структуры под воздействием загрязнения, продуктов износа, ржавчины, пыли и воды. Нормы старения масла определяются и регламентируются стандартами ASTM D2893.
Изменение характеристик при охлаждении. При понижении температуры редукторные масла становятся менее текучими, однако синтетические и полусинтетические сохраняют свою консистенцию лучше минеральных. Именно поэтому рекомендуется использовать их для агрегатов, работающих при низких температурах.
Степень защиты от коррозии стали и цветных металлов. Этот параметр регулируется содержанием синтетических антиокислительных присадок. Их наличие говорит о безопасности металлических узлов и агрегатов.
Степень вспенивания. Уменьшение пенообразования также возможно благодаря специальным присадкам. Их процент регулируется стандартами ASTM D892 и ISO 6247.
Помимо этого, значение имеют такие параметры, как совместимость с эластомерами и внутренними лакокрасочными покрытиями, а также степень защиты от износа. Знание этих характеристик позволяет подобрать редукторное масло, способное сохранить узлы и механизмы техники и улучшить их работу.
Shell Omala S2 GX увеличивают интервалы замены масла до 200% в некоторых областях применения. Заказчики переходят на более дорогое синтетическое масло, например на Shell Omala S4 GXV, которое имеет еще больший срок эксплуатации и обладает дополнительными преимуществами.
Как отличить подделку
Подлинность продукта можно определить, обратив внимание на следующие пункты:
- Оригинальная тара не имеет следов неаккуратного литья, спайки.
- Цена изделия не может значительно отличаться от средней рыночной.
- Заводская этикетка отличается высоким качеством типографии. Категорически не допускается наличие грамматических, пунктуационных ошибок, а также смытого шрифта или крупной зернистости печати.
- Продавец обязан предъявить документы, подтверждающие происхождение лубриканта.
Оригинальные редукторные масла сохраняют стабильный химический состав, не образуют пену и обеспечивают эффективную смазку и охлаждение механизмов на протяжении всего срока службы.