Редукторное масло – смазочный материал преимущественно для индустриального применения. Смазка эксплуатируется в коробках переключения передач и редукторных двигателях, значительно уменьшает степень износа подвижных механизмов и узлов, защищает их от негативного воздействия ударных нагрузок, вибраций и других отрицательных факторов.
Разновидности масла
Один из ключевых признаков, по которым классифицируется редукторное масло, – состав. В этом плане выделяют три большие группы: минеральные, синтетические и полусинтетические.
Минеральные масла производятся из нефти без добавления присадок. Основное преимущество заключается в низкой цене, так как производственный процесс достаточно простой и недорогой. Есть и минусы, например быстрая потеря текучести при отрицательных температурах, что делает минеральную смазку непригодной для эксплуатации в холодных регионах. Во многом из-за своих недостатков минеральная смазка требует более частой замены в сравнении с остальными видами.
Полностью синтетическая смазка производится из синтезированных химическим путем материалов. Этот процесс гораздо более сложный и дорогой по сравнению с обычной перегонкой нефти, используемой при производстве минеральных смазочных материалов, поэтому стоимость синтетики заметно выше. Это оправдано лучшими эксплуатационными качествами, стойкостью к отрицательным температурам, коррозии и окислению за счет дополнительных присадок.
Классификация масел
Кроме упомянутого выше разделения масла по происхождению есть три важных классификации: по DIN, по AGMA и по ISO. Эти параметры важно учитывать при выборе смазочных материалов.
DIN
Для классификации редукторных масел используется стандарт DIN 51517. Выделяют такие классы:
- 51517-1 (С). Без использования присадок. Самый дешевый вариант, который одинаково хорошо подходит для обслуживания как ненагруженных, так и малонагруженных систем.
- 51517-2 (CL). Есть присадки для борьбы с окислением и коррозией. Срок эксплуатации масла увеличен. Оно пригодно для систем без строгих требований к противоизносным свойствам.
- 51517-3 (CLP). Кроме антиокислительных и антикоррозионных добавлены противоизносные присадки. Такая смазка для механизмов, эксплуатируемых в особенно сложных условиях.
Наиболее продвинутый класс – CGLP. Смазочные материалы, соответствующие его требованиям, содержат в составе присадки против окисления, изнашивания и коррозии, а также имеют добавки, которые значительно улучшают процесс скольжения механизмов. Это наиболее дорогой вариант, используемый для обслуживания узлов, работающих под длительными и большими нагрузками.
На примере классификации по DIN 51517 можно понять, что подобные стандарты упрощают выбор смазочных материалов в зависимости от условий применения, особенностей агрегатов и узлов.
AGMA
Следующая важная стандартизация редукторных масел, которую важно учитывать при выборе, разработана в США Американской ассоциацией производителей смазочных материалов и носит наименование AGMA. В основу данной классификации входит разделение масел по степени их вязкости. Всего представлено 15 классов от 0 до 13, и для первых 11 классов есть соответствующий стандарт вязкости по международному стандарту ISO.
ISO
Для оценки степени вязкости редукторных масел используется международный стандарт ISO VG. Достойные внимания смазочные материалы удовлетворяют требованиям классов от 2 до 1500. Именно в этом диапазоне находится большинство жидкостей, используемых в промышленности.
Варианты применения
По данным актуальной статистики порядка 40% от производимого на сегодня объема редукторного масла используется для обслуживания производственного оборудования. Смазочные материалы заливаются в станки, прессы, штампы и другие устройства, эксплуатируемые в десятках отраслях производства. Аналогичный объем масла потребляется металлургической промышленностью, в то время как оставшиеся 20% применяются для обслуживания корабельного, шахтного оборудования.
Вот лишь часть механизмов, нормальная работа которых невозможна без редукторного масла:
- Промышленные редукторы. Сепараторы, дробилки, прокатные станы, гидравлические прессы, измельчители и другие устройства, в составе которых есть подвижные механизмы. Их узлы постоянно подвергаются большим и продолжительным нагрузкам, поэтому без смазочной жидкости узлы быстро разрушаются, приходят в негодность и требуют замены.
- Подшипники и передачи. В любой понижающей передаче косозубого либо прямого типа залито редукторное масло, которое предотвращает ускоренный износ подвижных деталей. Это справедливо для синхронизированных и несинхронизированных коробок, в том числе узлов отбора мощности. То же касается подшипников, нуждающихся в регулярной смазке.
Масла, изготавливаемые на синтетической основе, нашли более широкое распространение по сравнению с минеральными смазками. Это обусловлено их неподверженностью к испарению, более продолжительному сроку эксплуатации, за счет которого обслуживание агрегатов требуется реже.
Стоит отметить существование отдельной категории редукторных масел, используемых только на пищевых производствах. Такие марки имеют специальные допуски и даже в случае контакта с продуктами питания не создают угрозу для здоровья и жизни конечных потребителей продукции.
Редукторные масла Shell Omala
Производитель Shell предлагает широкий ассортимент редукторных масел в рамках линейки Shell Omala. Для удобства выбора эти смазочные материалы разделены на три основных семейства:
- S2 G. Минеральная смазка для зубчатых передач, подшипников, редукторов, работающих под высокими нагрузками, а также иных механизмов, которые смазываются посредством разбрызгивания масла либо обслуживаются циркуляционными смазочными системами. Материалы из этой группы не боятся коррозии, имеют присадки, увеличивающие антифрикционные свойства.
- S4 GX. Синтетические масла, для производства которых используются полиальфаолефины. Заливаются в тяжелонагруженные редукторы и механизмы, работающие в условиях высоких нагрузок и экстремальных температур. Большое преимущество – долгий срок эксплуатации, за счет чего эти масла используются для длинных интервалов замены.
- S4 WE. Синтетические масла на основе полиалкиленгликоля. Снабжены присадками, увеличивающими антифрикционные свойства и сохраняющими качество смазки при низких температурах. Применяются для обслуживания высокоскоростных червячных передач и редукторов, изготовленных из бронзы и стали. Не подходят для алюминиевых деталей.
Многое о маслах Shell можно узнать всего лишь по их маркировке. Так, классы от S1 до S4 показывают, насколько высоки эксплуатационные качества смазочных материалов. Чем больше цифра, тем выше эффективность смазки. Буква или их сочетание после класса означает применение либо дополнительные свойства:
- W – червячные редукторы;
- E – высокая энергоэффективность;
- G – косозубые и прямые передачи.
Масла с буквой X в маркировке являются чрезвычайно эффективными и в то же время дорогими.
Как сделать выбор?
Цена – далеко не единственный фактор, по которому нужно выбирать редукторное масло, пусть и многие обращают внимание только на него. В первую очередь учитывайте следующие критерии:
- Скорость старения. Со временем под действием негативных факторов, таких, как влага, пыль и ржавчина, смазка теряет первоначальную структуру и свойства. Нормы старения редукторных смазочных материалов описаны и регламентированы стандартом ASTM D2983.
- Степень вспенивания. Рекомендуется, чтобы в составе смазки были присадки, уменьшающие образование пены. Их оптимальный объем указан в ISO 6247 и ASTM D982.
- Защита от коррозии. Если в составе смазки есть антиокислительные присадки, можно не беспокоиться о том, что металлические части механизмов будут покрываться коррозией.
- Рабочие температуры. Подбираются исходя из температуры, до которой нагревается узел промышленного оборудования. Масло может прогреваться в диапазоне от +20 до +150°С.
- Стойкость к охлаждению. Продукты на минеральной основе утрачивают текучесть при охлаждении до низких температур. Синтетические и полусинтетические масла в этом плане более предпочтительны для агрегатов, которые эксплуатируются в условиях холода.
Важным критерием выбора редукторного масла являются рекомендации производителя агрегата. Не рекомендуется экономить и покупать продукты от непроверенных брендов. Приобретая масла Shell, вы получаете гарантию того, что оборудование проработает должным образом долгий срок.