Современный двигатель внутреннего сгорания — сложный агрегат, состоящий из большого количества узлов и деталей. В производстве моторов применяются самые современные материалы, прогрессивные конструкции, сложные инновационные технологии с жестким контролем выходных параметров. Такой подход позволяет добиться высокой надежности, безотказности и долговечности столь сложного агрегата. Причин некорректной работы ДВС, помимо естественного износа, множество, как и деталей.
Сразу оговоримся: простых методов диагностики современного двигателя не существует. До недавнего времени достоверную картину давала полная разборка мотора и дефектовка деталей. Это и сейчас так. Но с появлением современного диагностического оборудования ситуация несколько изменилась. Появилась возможность установить точную причину неисправности без разборки ДВС. Такая диагностика и считается простой, точнее менее трудоемкой.
Конечно, чтобы обнаружить находящийся на виду перетертый провод или утечку антифриза из разорванного патрубка специальное оборудование не требуется, как и высокая квалификация. Но так бывает редко. Как правило, неисправности не носят такого явного характера и проявляются косвенными признаками. В их числе:
- потеря мощности;
- неустойчивая работа;
- перегрев двигателя;
- детонация;
- дымный выхлоп, а также многое другое.
В большинстве таких случаев без полноценной диагностики не обойтись. Если судить только по косвенным признакам, легко установить ошибочный диагноз, что приведет бесполезным затратам сил, времени и денежных средств.
Минимальный набор оборудования, необходимого для диагностики
Чтобы установить причину неисправности в двигателе, созданы диагностические сканеры, позволяющие считывать коды неисправностей из памяти ЭБУ и контролировать отображаемые параметры работы ДВС. Они выпускаются в разном исполнении: для автолюбителей, с ограниченным функционалом, и профессиональные, для специалистов. Наличие такого оборудования позволит выявить большую часть неисправностей. Но не все ошибки фиксируются памятью ЭБУ. Для полной диагностики к сканеру потребуется добавить следующее оборудование:
- мультимер, на крайний случай пробник;
- компрессометр;
- манометры для измерения давления топлива и давления выхлопных газов в приемном патрубке выхлопной системы;
- щуп или микрометр для клапанных зазоров.
- газоанализатор.
Если неисправность сложная, и таким набором не выявляется, необходимо применять профессиональные диагностические комплексы, сочетающие в себе функции сканера и мотор-тестера. Отличие состоит в том, что сканер получает данные из электронного блока управления, тогда как мотор-тестер оперирует параметрами, измеренными непосредственно на двигателе, в режиме реального времени.
Как проводится комплексная диагностика
Чтобы получить полную картину состояния всех узлов и систем автомобиля, необходимо выполнить ряд диагностических процедур. Начинают с визуального осмотра подкапотного пространства. Следует убедиться в отсутствии загрязнений на датчиках, потеков от технических жидкостей, перетертых проводов. Проверяется уровень всех жидкостей.
Необходимо удостовериться в отсутствии посторонних шумов. Если источник нехарактерного звука определить не удается, можно воспользоваться медицинским стетоскопом.
Далее переходят к проверке следующих узлов и деталей:
- воздушные, топливные магистрали;
- патрубки системы охлаждения;
- свечи зажигания;
- изоляция высоковольтных проводов, если не установлены индивидуальные катушки зажигания;
- состояние ремня (цепи) ГРМ, правильность установки;
- воздушный фильтр;
- давление бензина в топливной рампе, для чего используют специальный манометр.
- компрессия в цилиндрах, ее абсолютная величина и разброс.
- система вентиляции картера.
Важно обратить внимание на состояние каталитического нейтрализатора отработанных газов. Для этого измеряют давление в приемной трубе выхлопной системы. Демонтируют лямбда-зонд, устанавливают в освободившееся гнездо манометр и запускают двигатель. Высокое давление свидетельствует о забитых сотах нейтрализатора, что снижает мощность и увеличивает расход топлива из-за противодействия потоку выхлопных газов. Часто эту неисправность ошибочно относят к двигателю, системе управления. Также проверяется токсичность выхлопа многокомпонентным газоанализатором. Это дает картину качества смесеобразования в двигателе, а также эффективности нейтрализатора — насколько он очищает выхлопные газы от токсичных компонентов.
Следующим этапом подключают диагностический сканер и считывают коды неисправностей, записанные в память электронного блока управления. После устранения всех неисправностей запускают двигатель с подключенным сканером и контролируют параметры на холостом ходу и при максимальных оборотах. Важнейшие из них:
- температура охлаждающей жидкости;
- минимальный и максимальный расход воздуха (на холостом ходу и на высоких оборотах двигателя);
- длительность впрыска;
- наличие и уровень детонации;
- часовой расход топлива
- угол опережения зажигания.
Профессиональные сканеры способны контролировать более 20 параметров двигателя. В процессе диагностики проверяют исправность и температуру включения вентилятора системы охлаждения, исправность термостата.
Многие автолюбители пренебрегают периодической диагностикой ДВС. На вооружение взят принцип “сломался — починил”. Между тем, диагностика позволяет выявлять скрытые дефекты, а также отклонения двигателя от нормы на ранней стадии. Такой подход позволяет существенно увеличить ресурс ДВС и сэкономить средства. Известно, что запущенные “болезни” мотора лечатся сложнее и дороже, а иногда не лечатся совсем.
Если самостоятельная диагностика представляется затруднительной или не дает результата, лучше отказаться от попыток установить реальную картину состояния двигателя. Выявить сложную неисправность даже при наличии полного комплекта диагностического оборудования под силу профессионалам, обладающим достаточными знаниями и навыками. В таких случаях необходимо обращаться в специализированные центры.