На работу масла в двигателе влияет огромное количество факторов:
- качество сборки или качество капитального ремонта двигателя,
- суммарный пробег двигателя,
- качество топлива,
- режим эксплуатации двигателя (город, трасса, комбинация "город-трасса", с прицепом),
- ососбенности стиля вождения (например, повышенные обороты двигателя или манера переключения МКПП),
- особенности дорожного рельефа (запыленность, серпантин) или езда по внедорожью (обводнение, запыленность).
Качество моторного масла очень важно. Но не менее важно использование незагрязненного масла. Фактически, загрязнители в масле могут нанести двигателю такой же вред, как и использование некачественного масла.
Моторное масло загрязняется механическими примесями, такими как пыль вызывает абразивный износ при несвоевременной замене воздушного фильтра. Сажа, образующаяся при сгорании дизельного топлива и попадающая в картер вместе с прорывающимися газами приводит к повышению вязкости масла, ухудшает его циркуляцию по системе смазки, вызывает образование отложений и повышенный износ. Продукты нормального износа деталей двигателя вызывают абразивный износ. Регулярное обслуживание двигателя, соблюдение рекомендованных интервалов замены и применение правильного оборудования при доливке масла или его замене может предотвратить преждевременную поломку двигателя.
Вода может попасть в масло с грязью при невытертой маслозаливной пробке во время замены/долива, при конденсации в картере атмосферной влаги, при конденсации паров из продуктов сгорания топлива. Накопление воды в масле может привести к коррозии или ржавлению металлических деталей в двигателе, вода в сочетании с сажей может образовывать отложения и шламы, забивающие масляные каналы или блокирующие масляный фильтр. Прогрев двигателя до рабочей температуры перед началом выполнения работ и особенно перед высокой нагрузкой, слив масла при замене из прогретого двигателя для максимального удаления загрязнений - способны предотвратить повреждения.
Несгоревшее топливо разбавляет масло в картере и снижает его вязкость, что может привести к задирам гильз цилиндров, образованию лаковых отложений на поршне, снижению срока службы вкладышей и повышенному расходу масла. Поддержание регулировок топливной системы в соответствии с заводской спецификацией, исправность топливного насоса и форсунок, прогрев двигателя до рабочей температуры, избегание длительной работы дизельного двигателя на холостом ходу- все это поможет предотвратить описанные проблемы.
Окисление масла вследствие высоких рабочих температур двигателя вызывает рост вязкости и снижает способность масла нейтрализовывать образующиеся при сгорании высокосернистого топлива кислоты, что может вызвать коррозию вкладышей, а также привести к образованию смолистых и лаковых отложений на высоконагретых металлических поверхностях. Образовывающиеся нагары и лаки могут привести к потере подвижности поршневых колец, ухудшению их уплотняющей способности, а в наихудшем случае и к залеганию, что немедленно скажется на безотказности работы двигателя, снизит его мощность и повысит расход топлива. Последующая разборка двигателя демонстрирует наличие отложений и кокса в канавках поршневых колец, лаков и смолистых отложений на внутренних поверхностях остальных деталей двигателя, шламов в картере, забитых масляных каналов и закупоренного масляного фильтра. Периодическая проверка исправности работы системы охлаждения, показаний датчика температуры охлаждающей жидкости и правильности установки фаз газораспределения- поможет предотвратить поломку двигателя.
Ведущие производители моторных масел, например компания «Шелл», понимают всю важность сохранения чистоты всех деталей двигателя для его безотказной работы в течение продолжительной эксплуатации. Поэтому в составе пакета присадок к маслу входят специальные моюще-диспергирующие присадки, которые предотвращают образование отложений в двигателе, а уже образовавшиеся нагары и продукты окисления смывают с поверхностей двигателя и удерживают их в виде микроскопических частиц в объеме масла до момента очередной замены. Этим, кстати, объясняется быстрое потемнение масла после заливки в двигатель - за счет отличных моющих свойств масло удаляет загрязнения.